Полярный Инвест-экспресс

Ключевые отрасли экономики



Топливно-энергетический комплекс

ТЭК

Топливно-энергетический комплекс является одной из важнейших сфер экономики Мурманской области. Это стратегическая отрасль, обеспечивающая производственный процесс и социальное обслуживание на всей территории Кольского полуострова.

Основу энергосистемы Мурманской области составляют 17 гидроэлектростанций филиала «Кольский» ОАО «ТГК-1», 2 теплоэлектроцентрали — Мурманская ТЭЦ и Апатитская ТЭЦ филиала «Кольский» ОАО «ТГК-1», филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» и сеть магистральных и распределительных ЛЭП, которая объединяет станции в энергосистеме Мурманской области, а также входит в Единую энергетическую систему (ЕЭС) России.

Основные характеристики энергосистемы:

  • наличие избыточной мощности, за счёт чего обеспечивается в полном объёме спрос на электроэнергию в регионе, часть электроэнергии передаётся как в ЕЭС России, так и в энергосистему Nordel (Норвегия, Финляндия);
  • уникальный баланс генерирующих мощностей (ГЭС — 43%, АЭС — 47%, другие — 10%).

Мурманская область относится к немногочисленным регионам Российской Федерации, в которой не используется природный газ на цели отопления в виду его отсутствия. Большинство котельных используют для производства тепловой энергии мазут, где доля выработки тепловой энергии составляет 80% от общего объёма производства котельной.

Кольский полуостров располагает широким набором нетрадиционных и возобновляемых источников энергии (энергия солнца, ветра, малых рек, морских приливов и волн и др.), которые в определённых условиях могут составить конкуренцию традиционным источникам энергии.

Освоение гидроэнергии малых рек является перспективным направлением, поскольку значительная часть ресурсов крупных рек уже освоена. Малые ГЭС (до 30 МВт) и микро-ГЭС (до 1 МВт) представляют интерес для изолированных групп потребителей (небольшие и отдалённые посёлки, деревни и др.).

Также благоприятными являются предпосылки для использования энергии ветра на Кольском полуострове. Среди них:

  • высокий потенциал ветра на значительных территориях;
  • наличие господствующих ветров (южных и юго-западных), позволяющих размещать ветроэнергетические установки на местности более компактно и с меньшими затратами;
  • взаимодополняющий характер сезонного поступления ветровой энергии и гидроэнергии рек.

Рыбопромышленный комплекс

Рыбопромышленный комплекс

Рыбная промышленность является одной из традиционных отраслей экономики Мурманской области и играет важную роль в социально-экономической специализации региона. Основу отрасли составляют добывающий флот и береговой комплекс, включающий портовые сооружения, береговые рыбоперерабатывающие предприятия, компании по судоремонту. Предприятиями региона ежегодно вылавливается свыше 600 тысяч тонн водных биоресурсов. Годовой объём выпуска рыбной продукции составляет 500 тысяч тонн. 60% вырабатываемой продукции поставляется на внутренний рынок России.

Промышленное рыболовство

Мурманская область занимает лидирующее место в Европейской части России по добыче водных биоресурсов — более 55% от общего улова. На долю рыболовства приходится почти 7% валового регионального продукта.

Промышленное рыболовство осуществляется в основном в 200-мильных зонах иностранных государств на основе достигнутых международных соглашений и договоров. Это Норвежская экономическая зона, зоны Гренландии и Фарерских островов, Мавритании, Марокко, Сенегала, район архипелага Шпицберген, конвенционные районы НЕАФК (северо-восточная часть Атлантического океана) и НАФО (северо-западная часть Атлантического океана).

В рыболовной зоне России добывается 18% улова, в 200-мильных зонах иностранных государств — 72%, за пределами 200-мильных зон — 10% от общего улова предприятий Северного бассейна.

Одним из ведущих рыбодобывающих предприятий Северного бассейна является Мурманский траловый флот. Основные районы промысла — российская экономическая зона, открытая часть Мирового океана, а также 200-мильные зоны иностранных государств.

Прибрежное рыболовство

Прибрежное рыболовство области осуществляют более 50 рыбодобывающих частных компаний и частных предпринимателей. Общий объем вылова рыбы в прибрежной территории составляет порядка 22 тысяч тонн. Уловы прибрежных рыбодобывающих предприятий обеспечивают сырьем береговые рыбофабрики, что позволяет создавать новые рабочие места.

Портовая инфраструктура

Основным объектом портовой инфраструктуры является Мурманский морской рыбный порт — самый большой рыбный порт на севере Российской Федерации. Порт осуществляет обслуживание рыбопромысловых судов, перегрузку и хранение нефтепродуктов. Здесь расположены места стоянки судов, погрузо-разгрузочные мощности, места хранения продукции и организации её сбыта. Незамерзающий Кольский залив позволяет предоставлять портовые услуги круглогодично. Потенциал порта рассчитан на обработку до 3 млн. тонн грузов в год.

Береговая рыбопереработка

В регионе действуют около 40 береговых рыбофабрик, которые производят свыше 200 наименований продукции. Большую часть выпускаемого ассортимента составляет мороженая рыба и филе. Кроме того, выпускаются рыбные консервы и пресервы, а также рыбная кулинария. Значительная часть фабрик сертифицирована для поставок рыбы на экспорт.

Аквакультура

Кольский полуостров является одним из самых перспективных регионов на северо-западе России для успешного функционирования рыбоводства. Береговая линия имеет протяжённость свыше 2 тысяч км. Рыбохозяйственный фонд включает более 900 тысяч га пресноводных озер и 180 тысяч га водохранилищ.

В настоящее время наиболее крупными проектами в сфере аквакультуры являются:

Не менее перспективным направлением аквакультуры является форелеводство. Выращиванием форели заняты 4 компании, одно из которых осуществляет выведение посадочного материала — мальков форели, обеспечивая мурманских форелеводов и поставляя мальков в соседнюю Карелию.

Рыбопромысловые и рыбоперерабатывающие компании, предприятия судоремонта и аквакультуры на добровольных началах входят в состав более десятка отраслевых общественных объединений предприятий рыбной промышленности Мурманской области. Среди них: НО «Союз рыбопромышленников Севера», НП «Северо-Западный рыбопромышленный Консорциум», Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана и др.

Транспортная система

Транспортная система

Мурманская область — особый регион России, который всегда имел стратегический статус. В наши дни Мурманск — это единственный порт в европейской части России со свободным доступом к океанским магистралям. Из порта Мурманск выходят суда на трассы Северного морского пути, который связывает Атлантику и Тихий океан через арктические воды и обеспечивает доступ к природным ресурсам Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Мурманскую область, которая находится на стыке транснациональных маршрутов и надёжно связана морским, железнодорожным, автомобильным транспортом и воздушным сообщением с промышленно-развитыми регионами Российской Федерации, можно с уверенностью назвать северными транспортными воротами России.

Портовая инфраструктура

На территории Мурманской области расположены три морских порта. Основным портом региона является морской порт Мурманск, расположенный в акватории Кольского залива, который также является и базовым портом Северного бассейна по обеспечению перевозок грузов в районы Крайнего Севера и дальнего зарубежья.

В порту Мурманск есть вся необходимая инфраструктура для приёма, обслуживания и ремонта судов. Здесь базируются суда российских судоходных компаний, аварийно-спасательного флота и уникального атомного флота, атомоходы которого осуществляют проводки судов по трассам Северного морского пути. Морской порт Мурманск входит в десятку крупнейших портов России по объёмам перевалки грузов.

Ведущим проектом в сфере развития инфраструктуры морского транспорта является проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». В результате реализации данного проекта будет создан круглогодичный глубоководный морской хаб — центр по переработке контейнерных, нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, интегрированный в международный транспортный коридор «Север-Юг». Проектом предусматривается обустройство акватории Кольского залива, развитие инфраструктуры морского, железнодорожного и автомобильного транспорта, а также логистической и складской инфраструктуры. Проект осуществляется на основе государственно-частного партнёрства.

Основой арктической транспортной системы России является Северный морской путь. Он обеспечивает экономическую интеграцию арктических территорий как с освоенными районами России, так и с другими странами мира. Наличие атомного ледокольного флота предопределяет использование Северного морского пути для транснациональных транзитных перевозок между странами северо-западной Европы и азиатско-тихоокеанского региона с возможностью круглогодичной транспортировки экспортных грузов.

Железнодорожный транспорт общего пользования занимает в области значительную долю на рынке грузовых и пассажирских перевозок. Общая протяжённость железных дорог на территории региона составляет 870 км.

Автомобильный транспорт играет важную роль в пассажирском сообщении между Мурманской областью и приграничными государствами. Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 3,5 тыс. км. По территории области проходит федеральная автодорога Р-21 «Кола» Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск — Печенга — граница с Норвегией. Эта дорога является частью европейского маршрута E-105 Киркенес — Ялта. В Мурманской области расположены три автомобильных пункта пропуска через государственную границу РФ: МАПП «Борисоглебск», «Лотта», «Салла». Расстояние от Мурманска до Москвы составляет 1865 км, до Санкт-Петербурга — 1335 км.

Немаловажное значение имеет и воздушный транспорт. На Кольском полуострове действует два аэропорта — в Мурманске и Кировско-Апатитском регионе, а также посадочные площадки воздушных линий. Аэропорт «Мурманск» обслуживает свыше 650 тысяч пассажиров в год, аэропорт «Кировск-Апатиты» — свыше 20 тысяч.

Горнопромышленный комплекс

Горнопромышленный комплекс

Мурманская область — один из наиболее развитых горнорудных регионов России. В недрах Кольского полуострова находятся крупные месторождения химического, медно-никелевого, железорудного сырья, благородных и редких металлов, редкоземельных элементов. Значительны запасы нерудного сырья — вермикулита, флогопита, мусковита, пегматита, амазонита, флюорита и других. Кольская земля богата хромом, титаном, сырьём для производства строительных материалов и огнеупоров, облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней. Запасы большинства полезных ископаемых на Кольской земле имеют общероссийское, а по апатито-нефелиновым, кианитовым рудам, редким металлам — и мировое значение. Характерной особенностью минерального сырья региона является его комплексный состав.

Минерально-сырьевая база Кольского полуострова, возрастающие потребности экономики и обороны страны предопределили характер, особенности размещения производительных сил и специфику народнохозяйственного комплекса Мурманской области.

Разведка и освоение недр Кольского полуострова привели к созданию мощного горнопромышленного комплекса, в состав которого входят предприятия горно-химической промышленности, цветной и чёрной металлургии, промышленности строительных материалов, специализирующиеся на добыче и первичной переработке сырья до полуфабрикатов (минеральных концентратов).

Кольский горнопромышленный комплекс имеет важнейшее экономическое и социальное значение для региона, играет заметную роль в экономике Северо-запада и России в целом, интегрирован в мировые хозяйственные связи. Именно поэтому Правительство Мурманской области одной из главных своих задач считает обеспечение устойчивой работы и эффективного развития горнопромышленного комплекса на долгосрочную перспективу.

В области реализуется проект строительства горно-обогатительного комбината на базе месторождения апатито-нефелиновых руд «Олений ручей», основной целью которого является создание новой сырьевой базы для восполнения дефицита фосфатного сырья в России. Значительным инвестиционным инвестиционным проектом также является проект строительства и модернизации горнодобывающего и обогатительного производства вермикулита, флогопита и пегматита в Ковдоре.


Нефтегазовый сектор

Нефтегазовый сектор

Береговое обеспечение нефтегазовых проектов на арктическом шельфе

Новым направлением развития экономики региона с учётом его географического положения и внимания к Заполярью крупнейших компаний нефтегазового сектора становится сервисное обеспечение арктических шельфовых проектов. По оценкам специалистов, к 2050 году Арктический шельф будет обеспечивать от 20 до 30 процентов всей российской нефтедобычи. Добыча первой арктической нефти ожидается уже в 2018 году. По своему совокупному нефтегазовому потенциалу осадочные бассейны российского арктического шельфа сравнимы с крупнейшими нефтегазоносными регионами мира.

В настоящее время компания «Роснефть» реализует масштабные шельфовые нефтегазовые проекты в Арктике, имеющие важнейшее социально-экономическое и стратегическое значение для Российской Федерации. Компания уже приступила к разведочному бурению в Карском море. Для обеспечения реализации своих шельфовых проектов в западной Арктике компания планирует реализовать целый комплекс масштабных производственных и инфраструктурных проектов. На базе судоремонтного завода № 82 в Мурманской области будет создана опорная береговая база шельфовых проектов.

Туризм

Туризм

Одной из приоритетных отраслей экономики региона становится туризм, развитие которого обусловлено богатейшими естественными рекреационными возможностями Кольского полуострова. Развитие туризма ведется сразу по нескольким направлениям:

  • горнолыжный туризм на базе современных комплексов в Хибинах и на горных склонах в других районах Мурманской области;
  • организация морских круизов вдоль побережий северных морей;
  • любительская рыбалка на реках Мурманской области;
  • этнографический туризм, знакомство с самобытной культурой коренных жителей Кольского полуострова — саами и поморов;
  • экстремальный туризм: автомобильные экспедиции по бездорожью, фрирайд, сплав по рекам, туры на снегоходах и квадроциклах (в том числе международные), дайвинг в Баренцевом и Белом морях.

В регионе реализуется несколько инвестиционных проектов в сфере туризма, а в Хибинских горах создается туристско-рекреационный кластер федерального значения.





Корпорация развития
Мурманской области
183038, г. Мурманск, просп. Ленина, д. 82 (ДЦ "Арктика"), оф. 1005 Тел.: +7 (8152) 7-8152-7, 45-09-33 Факс.: +7 (8152) 45-09-40 E-mail: corp@invest-murman.ru