Новые возможности для инвестора. Поправки в закон о концессиях и ГЧП

Минэкономразвития закончило подготовку поправок в закон о концессиях и ГЧП и направило их на согласование другим ведомствам, а также для обсуждения экспертам. Как отмечают «Ведомости», изменения в законе снизят риски для инвесторов и помогут запустить новые проекты. 

Между тем, одна из главным проблем, которую решает законопроект, – определение границы между концессиями и госзаказом.

Для этого предлагается закрепить в законе понятия капитального гранта и плату концедента. Сейчас они активно используются и в деловой, и в судебной практике. Капитальный грант должен быть ограничен 75% расходов на создание и реконструкцию объекта концессионного соглашения. А плату концедента можно начать выплачивать после завершения строительства в течение не менее чем пяти лет. Закреплено в законе может быть и понятие минимальной гарантированной доходности инвестора – деньги, которые он получит, если доходы от эксплуатации построенного объекта окажутся ниже запланированных минимальных доходов, о которых инвестор договорился с государством. Может применяться один инструмент или сразу несколько ‒ таким образом, возможно и полное возмещение расходов инвестора из бюджета с доходностью.

Еще одна гарантия для инвесторов – возможность включить в соглашение с государством режим особых условий. Если такие обстоятельства наступят, инвестор сможет претендовать на дополнительные выплаты, в том числе от государства. Стороны смогут урегулировать в соглашении последствия наступления таких обстоятельств, пересчитать сроки, но самое важное ‒ законопроект прямо закрепляет обязательство концедента возместить дополнительные расходы и компенсации недополученных доходов.

Гарантии получат и инициаторы, предложившие и проработавшие проект. Если они проиграют конкурс, победитель должен будет оплатить их расходы на подготовку проекта. Но решение остается за организатором конкурса – такое условие должно быть предусмотрено в конкурсной документации. Предельный размер компенсаций определит правительство. А к заявкам о готовности других интересантов устанавливаются требования, аналогичные требованиям к заявителю. Сейчас, после размещения предложения инициатора на сайте торгов, любой мог такую инициативу «снести» и обратить в конкурсную процедуру. Тем же, кто проиграет конкурс, задаток должен быть возвращен за пять рабочих дней. А сам задаток будет ограничен 5%.

Эксперты также предлагают полностью исключить из закона понятие «примерных соглашений». Вопросы об их использовании возникают регулярно, особенно у концедентов без большого опыта в концессионных проектах. Но сами соглашения не соответствуют практике, не защищают инвестиции, а иногда даже противоречат действующему законодательству.

Разговор идет и о необходимости разрешить проекты с участием нескольких публичных партнеров. Это позволило бы разным регионам объединяться для строительства дорог, которые проходят по их территории.

Нужно предусмотреть и возможность заключать трехсторонние концессионные соглашения (например, муниципальные с участием региона, региональные с участием федеральных властей) по желанию сторон. И предусмотреть переходные сроки, чтобы изменения не навредили уже текущим проектам и тем, которые будут запущены в ближайшее время.