Проектирование терминала «Беларуськалия» под Мурманском может начаться в 2023 году

Работы по проектированию терминала минеральных удобрений «Беларуськалия» на западном берегу Кольского залива могут начаться в следующем году, партнером может стать АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК), сообщил в интервью «Интерфаксу» губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

«Сейчас идут переговоры трех сторон — Мурманской области, белорусских партнеров и «Государственной транспортной лизинговой компании», которая может стать партнером в этом проекте. На западном берегу Кольского залива уже подобраны два оптимальных участка под размещение терминала», — сказал губернатор.

Он выразил надежду, что в начале 2023 года Россия и Белоруссия утвердят финансовую модель проекта.

«Могу сказать, что оптимистичном прогнозе в 2023 году должно начаться проектирование терминала, а в 2024 году может начаться его строительство», — сказал Чибис.

Он отметил, что сотрудничество с Белоруссией затрагивает различные сферы. Так, Мурманская область приобретает в Белоруссии троллейбусы, автобусы и коммунальную технику. Одна из российских авиакомпаний рассматривает возможность восстановить прямой рейс Мурманск- Минск.

Сотрудничество также налажено в горнопромышленной сфере.

«Договоренность с «БелАЗом» о создании ремонтно-сервисного центра уже достигнута, это, действительно, важно и актуально. Кроме того в апатитском (г.Апатиты — ИФ) филиале Мурманского арктического государственного университета откроется лаборатория «БелАЗа», чтобы на месте — в нашем горнопромышленном кластере — готовить специалистов по управлению и ремонту этой техники», — уточнил Чибис.

По его словам, «БелАЗ» разрабатывает горную технику «конкретно под запрос наших промышленников».

Глава региона высказал мнение, что еще одно сферой сотрудничества может стать строительство.

Как сообщалось, с февраля текущего года Белоруссия лишена возможности экспортировать хлоркалий через литовский порт Клайпеда. Кроме того действуют секторальные санкции ЕС в отношении белорусских калийных удобрений, а также запретительные санкции ЕС и США в отношении «Беларуськалия» и его трейдера БКК. До введения санкций через Клайпеду экспортировалось 10-11 млн тонн хлоркалия ежегодно.

Как сообщалось, 8 сентября состоялась встреча белорусского президента Александра Лукашенко и губернатора Мурманской области, на которой было принято решение о переориентации части белорусских грузов в Мурманскую область.

Чибис сообщал, что принято решение о строительстве на западном берегу Кольского залива нового терминала минеральных удобрений для перевалки белорусских экспортных грузов. Мощность терминала может составить 5-7 млн тонн в год. Проект разрабатывается совместно с компанией «Беларуськалий».

При этом АО «Мурманский морской рыбный порт» (ММРП) с апреля 2022 года уже принимает груз из Белоруссии — корма для аквакультурных хозяйств производства «Белорусской национальной биотехнологической корпорацией». Доля белорусских грузов в Мурманском рыбпорту уже достигла 17% в структуре общей перевалки ММРП — 39 тыс. тонн из 228,2 тыс. тонн грузов за апрель-ноябрь.

/По информации Интерфакс/